• Приглашаем посетить наш сайт
    Гумилев (gumilev.lit-info.ru)
  • Буровцева Н. Ю.: Кржижановский Сигизмунд Доминикович

    Кржижановский Сигизмунд Доминикович

    [30. 1(11. 2). 1887, Киев — 28. 12. 1950, Москва]

    — прозаик, драматург, переводчик, литературовед.

    Родился в польской католической семье.

    В 1913 окончил одновременно юридический и филологический факультеты Киевского университета. Увлекался философией. Дебютировав в печати в 1910, отсчет своей писательской биографии вел с рассказа «Якоби и "якобы"» (Зори. 1919. №1 [под псевд.]).

    С 1922 и до смерти жил в Москве, истории которой посвятил цикл очерков «Московские вывески» (Тридцать дней. 1925. №3-5) и повесть в письмах «Штемпель: Москва» (Россия. 1925. №5). В дальнейшем тема Москвы будет неотъемлемой частью прозы Кржижановского.

    Уже в первых произведениях проявились особенности его писательской манеры, сформулированной самим Кржижановским так: «Обращаться с понятиями, как с образами, соотносить их, как образы».

    Используя классические литературные сюжеты, писатель переосмысляет их и пытается постичь особенности своего времени.

    Так, в повести «Возвращение Мюнхгаузена» (1927), написанной в манере Свифта и Гоголя, он отказался как от приключений, так и от политической сатиры. Его Мюнхгаузен — философ, фантаст, мечтатель, фехтующий против истины, «парирующий факты фантазмами».

    В повести «Воспоминания о будущем» (1927) — своеобразном отклике на трагически сгущающуюся атмосферу советского общества — главный герой Макс Штерер при помощи изобретенного им «время-реза» переносится на несколько десятилетий вперед (до 1951) и видит картины «светлого будущего»: «Нищие, кровью и гневом потравленные года, когда гибли посевы и леса, но восставал лес знамен, они мнились мне голодной степью, я проходил сквозь них, как сквозь пустоту, не зная, что... что в ином настоящем больше будущего, чем в самом будущем».

    1920-40-е были самыми плодотворными в жизни писателя: написаны повести «Странствующее "странно"» (1924), «Клуб убийц букв» (1926), «Материалы к биографии Горгиса Катафалаки» (1927); подготовлены 2 редакции состоящей из 29 новелл книги «Сказки для вундеркиндов» (1922,1927) и несколько сб. рассказов («Чем люди мертвы», «Чужая тема» и др.).

    Несмотря на то, что в 1939 он был принят в СП, Кржижановский так и не смог опубликовать ни одного из этих произведений и в 1940 прекратил писать прозу. «Затиск» (его любимое слово) побеждал.

    Проза писателя начала пробиваться к читателю только в конце 1980-х, уже после смерти художника.

    «Малоречивость, умение расправиться с темой в двух-трех словах» — так определил Кржижановский стиль эпохи в статье «Поэтика заглавий» (1925). Этим стилем он сам владел в совершенстве.

    Его излюбленный жанр — новелла, в которой стремительно развивается сюжет, повествование отличается парадоксальностью, насыщенностью культурологическими образами и неожиданными финалами. Реальность Кржижановского всегда субъективна: это не столько реальность фактов и событий, сколько мир рефлектирующего сознания.

    На страницах книг Кржижановского мир знаков и символов (имена, числа, понятия, теории) живет своей, вполне самостоятельной и часто независимой от человека жизнью («Жизнеописание одной мысли», «Разговор двух разговоров», «Страна нетов», «Катастрофа»).

    Это отражается и на стилистическом уровне: образность, метафоричность (сродни той, что любили Е. Замятин, Ю. Олеша, Б. Пильняк), парадоксальность построения фразы, неологизмы — отличительные особенности стиля Кржижановского.

    Однако при всей своей фантастической странности художественный мир писателя подчиняется строгим законам логики: «Фантастический сюжет — метод: сначала берут в долг у реальности, просят у нее позволения на фантазию, отключение от действительности; в дальнейшем погашают долг перед кредитором-природой сугубо реалистическим следованием фактам и точной логикой выводов»,— утверждал Кржижановский в «Записных тетрадях».

    Герой Кржижановского — всегда своеобразный двойник, alter ego автора, в каждом произведении пускающийся на поиск истины. Причем процесс поиска подчас важнее результата.

    Более благополучна судьба его переводов произведений Б. Шоу, А. Мицкевича, Ю. Тувима.

    Невозможность публикации собственного художественного творчества спровоцировала высокоэрудированного автора на литературоведческую деятельность. Им написано более 50 статей о творчестве Пушкина, Чехова, А. Островского, Шекспира, Шоу, ряда советских драматургов (в т. ч. о драматургии Л. Леонова), до сих пор не утративших своей новизны и оригинальности. Часть из них была опубликована в журналах «Интернациональная литература», «Литературный критик», «Театр» и др.

    Соч.:

    СС: в 3 т. СПб., 2001-03;

    Воспоминания о будущем: Избранное из неизданного / вступ. статья и прим. В. Перельмутера. М., 1989;

    Сказки для вундеркиндов: Повести, рассказы. М., 1991;

    Страны, которых нет: Статьи о литературе и театре. Записные тетради. М., 1994.

    Лит.:

    Гаспаров М. Мир Сигизмунда Кржижановского // Октябрь. 1990. №3;

    Фельдман Д. М. Канонада по канонам // Встречи с прошлым. М., 1990. Вып. 7.

    Раздел сайта: