• Приглашаем посетить наш сайт
    Мамин-Сибиряк (mamin-sibiryak.lit-info.ru)
  • Биография (вариант 3, автор неизвестен, с картинками)

    Биография писателя Сигизмунда Кржижановского — одно из больных мест русской литературы, хотя не было ни травли, ни тюрьмы, ни изгнания, ни принудительного лечения, ни расстрела. Кто-то заметил, что он был не советским писателем и не антисоветским, он был внесоветским, поэтому, наверное, и открыт был совсем недавно, когда все кончилось. С точки зрения вечности сложилось удачно — его проза опубликована, последний том шеститомника вышел в этом году. Вечность обязана его жене, Анне Гавриловне Бовшек, сохранившей рукописи; но и она не дожила до публикации. В общем — все умерли, а мы остались.

    Личный финал Кржижановского был жутким, к литературному небытию добавилась болезнь: отказал участок мозга, отвечающий за способность воспринимать буквы. Лечение ни к чему не привело, попытки заново выучить алфавит — тоже.

    Вадим Перельмутер был знаком с другом Кржижановского Абрамом Марковичем Арго: «Он упомянул о писателе, которого хорошо знал, бывал у него не раз, имени не назвал (или я пропустил его мимо ушей), но поразила деталь. Незадолго до смерти, сказал Арго, писатель этот тяжело заболел, не мог больше писать, а так как был он человек пьющий, то сидел целыми днями в кресле, потягивал водочку и бывавшим у него двум-трем совсем молодым писателям рассказывал сюжеты, которых он уже никогда не напишет...

    Арго умер в шестьдесят восьмом. О Кржижановском я узнал несколько лет спустя. Тогда и понял, что речь в той арбатской беседе шла именно о нем. Как-то, в конце восьмидесятых, к слову, упомянул об этом эпизоде Александру Александровичу Лацису, в середине сороковых учившемуся в Литературном институте. Реакция оказалась неожиданной. «А-а... — протянул Лацис, — теперь, пожалуй, понятно. Был у нас на курсе один прозаик (он назвал имя писателя, впоследствии ставшего довольно известным, ныне покойного, называть его не буду. — В. П.), рассказывал, что бывает у Кржижановского, фамилия запомнилась из-за знаменитого однофамильца. Писал он... так себе, но славился среди студентов тем, что фабулы придумывает с редкостными изобретательностью и остроумием». Конец цитаты из Перельмутера.

    Сигизмунд Доминикович Кржижановский:

    Биография (вариант 3, автор неизвестен, с картинками)

    Биография (вариант 3, автор неизвестен, с картинками)

    Биография (вариант 3, автор неизвестен, с картинками)

    Из писем Кржижановского жене (тогда еще, впрочем, официально не жене) Анне Бовшек.

    1924 год.

    Сегодня я открыл новый способ удачно вытягивать, сидя у моего стола, ноги: открытие это для меня чрезвычайно важно. Приедете: покажу. Думаю, если просидеть так еще десяток лет, стиснув зубы, — то зубы (дело к старости) выпадут, и нечего будет стискивать. А вместе с тем: познакомили меня, почти случайно, с редактором «России»: и после трех двухчасовых разговоров вижу: надо порвать. Может быть, это последняя литературная калитка. Но я захлопну и ее, потому что — или так, как я хочу; или никак. Пусть я стареющий и немного даже смешной дурак, но моя глупость такая моя, что я и стыжусь, и люблю ее, как мать своего ребенка-уродца. Но ну ее к ляду, вся эту «литературу».

    1925 год.

    Милый друг!

    Пусть нос у меня чуть опущен — зато у моих новых полуботинок носы бодро вздернуты кверху: очевидно, они надеются дотоптаться до лучшего будущего.

    (Под доктором Шроттом они имели в виду голод. прим.)

    1926 год.

    Перед тем, как писать Вам, взглянул на себя в зеркало: смесь усталости с тупостью. Ну, а Вы, Нет: наверное, сидите среди выбитых градом окон и вертите ручку швейной машины. Целую милую ручку (не швейной машинки, конечно) и еще раз прошу — если чем огорчил, простите. Виноват не я, а "он": каждый самому себе только сосед. Отжил я этот десяток дней тихо-скромно: как будет дальше... почём я знаю.

    Я и здесь, Нетёныш, не могу выкарабкаться из чувства ожесточения и горечи. Ни бризам из меня не выдуть, ни солнцу из меня не выжечь подлой накипи, бессмысленного гневного «за что», которое умный человек не должен пускать себе в ум.

    1927 год.

    Во мне, Неточка, тоже восклицают всякие знаки и ворошатся многоточия — когда уж очень исколют сердце, надеваю тесные ботинки и гоню себя по булыжникам: возвращаюсь измученный и выжатый, что и требовалось. Полезная все-таки вещь — тесная обувь.

    Сейчас я немногим лучше маниаков: всюду и везде мысль о встрече, везде одно и то же: Вы.

    Вы мне путаете работу, прогоняете из головы все мысли, превращаете меня в воплощенное ожидание — ожидание существа, которое отказывает и в себе, и даже в той частице себя, которую можно переслать в почтовом конверте.

    1931 год.

    Приеду я к Вам, вероятно, задрипанный и отвратный: ботинки отказываются чинить (нет кожи) и сломанный о гусиную кость зуб отказываются лечить (нет времени), — боюсь, поцелуи мои будут щербаты. Затрепан я всячески: службой, заседаниями, комиссиями и, наконец, упрямой работой над итальянским словарем. Как всегда в периоды перенапряжения, бросил на время пить (как хорошо иметь в запасе дурные привычки — есть от чего отказываться) и, освободив мозг от балласта, не снижаю лёта. Ну, ничего, еще несколько дней сутолоки и потом, — может быть, отдых. Может быть.

    Жаль, что денег у нас будет небогато, но будем по одёжке «протягивать ножки», пока окончательно их не протянем.

    Арбат накатывают асфальтом, выравнивая мне путь к вокзалу.

    Ну, миленькая, целую Вас крепко, будьте умницей, как всегда, и только в одном не будьте умницей: любите меня, если можно.

    Ваш Зима.

    1932 год.

    Живу так — ни два, ни полтора, — скорее, пожалуй, «полтора», поскольку прошла только меньшая половина разлуки, и, следовательно, Вы только как бы полувернулись...

    Я почти никуда и ни к кому не хожу. Ко мне тоже никто ни ногой. Когда иной раз (это обычно бывает после визитирования людей) ко мне приходит — с ответным визитом — чувство несправедливости, то я притворяюсь, что меня нет дома.

    От летней жары, — впрочем, не слишком жестокой — спасаюсь чтением книг об Арктике.

    Так, вообще, все обстоит благополучно, но в этом «обстоит», в стоячести, в молчании друзей, в оставлении всех моих вопросов (немых и полусловных) без ответов есть нечто раздражающее, желчащее мысль. От моей хорошей созерцательности не осталось и следа. Как ветром свеяло.

    и мелочишками. Притом, вместо того, чтобы реагировать вовне, разряжаться, я реагирую вовнутрь, т. е. отравляю себя совершенно недостойным мыслящего человека вздором.

    Вы спрашиваете насчет Пастернака, не слишком ли он интимен для эстрады. Нет, это особая «интимность», вывернутая мехом наружу, а местами даже интимность-прием.

    На каждой остановке — шумливый восточный базар. Мы приезжаем — съедаем весь базар — едем до следующего — опять его проглатываем — и так далее до... очевидно, до Самарканда. Моя винная бутылка раскаялась и каждый день наполняется молоком. Съедаю каждый день втрое больше, чем в Москве, а трачу меньше. Так что с этой стороны будьте спокойны.

    1933 год.

    Начну с печальной новости: вчера мы хоронили Софью Яковлевну Парнок. Очень жаль, подлинно жаль человека. В ней было редкостное сочетание: талант и честность.

    В кино мне предлагают писать сценарий из жизни Красной Армии. Для этого придется поехать куда-нибудь в лагеря, чтобы познакомиться с бытом красноармейцев. Получится нечто вроде отпуска, в котором я очень нуждаюсь.

    1940 год.

    Милая Неточка!

    Среди причин, мешавших мне Вам написать, дело решила одна очень глупая: на почте здесь нет конвертов.

    * * *

    О Неточке, Анне Гавриловне Бовшек, необходимо сказать отдельно. Она была человеком высокой пробы. Из воспоминаний Натальи Семпер-Соколовой, любовницы Кржижановского (связь была пунктирная и временами даже эфемерная, но Анна Гавриловна знала о ней):

    «Весной 1946 года С. Д. был болен, стал шататься на улице, боялся переходить площадь. <...> Я позвонила Анне Гавриловне Бовшек, и она попросила меня привезти лекарство в Камерный театр, где преподавала художественное чтение. За обедом я ничего не ела, потом взяла себя в руки и поехала туда. Около пяти часов занятия уже кончились, никого не было. А. Г. ждала меня в пустом классе. Спиной к окну передо мной стояла невысокая смуглая женщина с гладко причесанными темно-каштановыми волосами. Она приветливо протянула мне руки, улыбнулась и просто поздоровалась со мной. Я отдала рыбий жир, она тепло поблагодарила и вдруг обняла...»

    Анна Гавриловна Бовшек была не только женой Кржижановского. Она была фигурой совершенно самостоятельной, — театральной актрисой, ученицей Станиславского и Вахтангова. Анна Бовшек играла в первой студии МХТ, работала с Сулержицким и Таировым. Все это, конечно, для современного человека мертво. Но до сих пор существует живая память о ней, поскольку с тридцать шестого года и до середины шестидесятых она занималась в театральных студиях с детьми (во время войны занятия не прерывались), и среди её учеников были будущие актеры — Людмила Касаткина, Алла Мещерякова, Сергей Никоненко, Авангард Леонтьев; последний был составителем и инициатором издания книги воспоминаний об Анне Гавриловне.

    Анна Гавриловна Бовшек:

    Биография (вариант 3, автор неизвестен, с картинками)

    Биография (вариант 3, автор неизвестен, с картинками)

    Биография (вариант 3, автор неизвестен, с картинками)

    Возвращаясь к началу поста, то есть к финалу писателя Кржижановского. Анна Бовшек писала об этом так:

    «Кржижановский сидел в глубоком кресле у стола, просматривая журналы, я читала, устроившись на диване. Неожиданно, почувствовав толчок в сердце, я подняла глаза: он сидел с бледным, застывшим, испуганным лицом, откинувшись на спинку кресла. «Что с вами?» — «Не понимаю... Ничего не могу прочесть... черный ворон... черный ворон».

    <...> Это был сокрушительный удар. Чтение было для него единственной радостью, чтение было и насущной необходимостью. Перед ним лежала рукопись только что переведенного им пятого тома Мицкевича, дожидаясь правки, а он не мог прочесть ни одного слова. Лечение требовало терпения и покоя.

    Прошло два месяца, а состояние не улучшалось. О санатории писателей он не хотел и думать. Да у нас и денег не было на санаторию. Навестившие его Арго и Ланн выхлопотали некоторую сумму денег в Литфонде на лечение. Я купила две путевки в Плес в Дом отдыха ВТО, надеясь на то, что Волга, волжская тишина и чистый воздух помогут преодолеть болезнь.

    В Плесе С. Д. в окружении бездумных, беззаботно отдыхающих людей чувствовал себя неловко. Он дичился знакомых и незнакомых, прятал свою болезнь, боясь обнаружить свою неполноценность, рвался обратно в Москву. Мы уехали, не дождавшись конца путевки.

    Покой и лечение были не в его натуре. Он нетерпеливо ждал восстановления памяти, а она не прояснялась. Он купил алфавит, набросился на него, стараясь овладеть буквами, но буквы не возвращались.

    В конце октября произошло кровоизлияние в мозг. Оно привело к катастрофе.

    В минуту просветления я спросила его: «Хотите ли вы жить?» Он ответил: «Не знаю. Скорей нет, чем да, — потом тихо прибавил, — если б это не было так пошло, я бы сказал, что душа у меня надорвалась».

    «Любите ли вы Пушкина?» — «Я... я... Пушкина». Он заплакал беспомощно, всхлипывая по-детски, не удерживая и не стыдясь слез. Никогда раньше я не видела его плачущим.

    Кржижановский сдал свою жизнь, как часовой сдает свой пост. Он работал до самого того дня, когда болезнь поразила его мозг. И не его вина, что всю свою трудную жизнь он был литературным небытием, честно работавшим на бытие».

    Раздел сайта: